Общество

Свадебный переполох

Как жители Северной Осетии относятся к своду правил поведения на свадьбах Чечни.

Недавно была подружкой невесты, и теперь я немного по-другому отношусь к свадьбе. Да, по-прежнему считаю, что это важно, трогательно, волнительно, где-то весело. Но за всей суетой и лишней мишурой мы упускаем что-то на самом деле важное: это не просто торжественное событие, а сакральный ритуал. Ритуал передачи девушки из отчего дома — в дом жениха. У осетин много красивых правильных обычаев, связанных с этим днем. Но времена меняются, что-то исчезает, что-то добавляется… Современный человек привык все упрощать. И на нашей традиционной культуре это не могло не отразиться.

Мы обратились к этой теме неслучайно. Кавказские республики отличаются своим особенным и трепетным отношением к культурной и нравственной составляющей, несмотря на реалии современного мира. Последние несколько дней ленты интернет изданий пестрят новостью о том, что мэрия столицы соседней Чеченской республики разработала свод правил поведения на свадьбах. В Грозном запретили распивать спиртное, стрелять из любого вида оружия, резать торт. Под запрет попали и танец невесты, и чересчур откровенные наряды. С содержанием документа можно ознакомиться на сайте городского департамента культуры Грозного.

«Градусу» стало интересно, а как в нашей республике отнеслись к такому нововведению, и можно ли, и надо ли в Осетии что-то запрещать.

— Я крайне завидую Чеченской республике, такой свод законов неплохо было бы сделать.

Так высказался один из моих собеседников вице-спикер молодежного парламента и основатель единственной и первой школы национальных традиций Валерий Абиев. Продолжая свою мысль, он добавил:

— Я слышал об этом своде правил, очень доволен, мне эта идея нравится. Понимаете, каждый момент на свадьбе имеет очень большой смысл, очень большое сакральное значение. Раньше это ценили и чтили. Сегодня мы все это упростили до такого состояния, что дальше уже нельзя, некуда. Мы ничего больше не делаем, ничего не хотим делать, все делается в ресторанах, все делается под заказ. Никто ни в чем себя не утруждает.

Известный в республике ресторатор не понаслышке знает, что огромное количество торжественных мероприятий перенеслись из домашних уютных стен в современный ресторанный антураж. Возможно, это и есть дань новому времени, желание сделать все удобным, комфортным, без лишних заморочек. Но, по словам нашего собеседника, все сильнее и чаще свадьба напоминает «гламурную посиделовку».

— Мы считаем себя очень умными и грамотными. В кавычках. Ничего не хотим сохранять, хотим всего лишь идти вперед. А в чем вперед и для чего — непонятно. Вот и получается, что у нас скоро вообще понятие мужчины и женщины сотрется. Мы уже даже внешне смотримся одинаково. А как мы ведем себя, будь то на свадьбе или на похоронах?! Стыдно. Можно же хотя бы внешне выглядеть приличнее? Мы же все-таки идем на торжественное праздничное красивое мероприятие. А у нас эти юбки, которые с каждым разом все короче. Или… Когда вы видели, чтобы молодой мужчина на Кавказе ходил с открытыми босыми ногами, в шлепках? Стыд и срам. С таких мелочей все и строится. Я бы обратил строгое внимание на это нежелание бриться. И все-таки ни одним, ни другим не составит большого труда выглядеть достойно и вести себя правильно. Я мечтаю о таких традициях, как в Японии, Англии, Китае, где каждый на светском мероприятии выглядит опрятно, красиво, аккуратно, а некоторые ходят в национальных костюмах. Неужели они глупее нас или менее прогрессивные, чем мы? Но для сохранения своих традиций они все делают красиво и достойно. И по сегодняшний день у них есть такие понятия, как, например, королевство, император. Это делается, чтобы сохранить в себе культурные и исторические моменты. Внешний вид — не основополагающий момент, на который стоит обращать внимание на свадьбах. Но важный. Согласитесь, всем хочется видеть рядом красивых и опрятных людей, — сказал Абиев.

Похожей позиции придерживается и Григорий Бадтиев, представитель «Стыр Ныхаса». По его словам, наша молодежь не умеет одеваться «по случаю».

— Без приглашения, согласитесь, на свадьбу никто не приходит — то есть заблаговременно мы принимаем приглашение и каждый понимает, куда он идет. Как можно пойти в спортивках? Это не подобающая одежда для таких мероприятий, однозначно. Эти джинсы, майки — они везде. Можно одеться в красивый костюм и выглядеть достойно.

На вопрос о том, что категорически запретил бы на свадьбах Григорий Харитонович, он ответил:

— Я против музыкальных ансамблей на свадьбах. За то, чтобы была только осетинская гармоника и осетинские танцы, больше чтобы никаких других танцев не было. Это правильно.

Григорий поделился с «Градусом», что сейчас они как раз работают над изданием маленькой книги о свадебных и траурных мероприятиях.

— Очень много вещей, на которые бы хотелось обратить внимание. Мы понимаем, что все, что мы имеем, уже закрепилось в нашей повседневности, но я все равно останусь при своем мнении… Не понимаю, зачем делать свадьбу на тысячу и две тысячи людей. Для чего? Как-то бы нам ограничить нашу привычку «деньги записывать». С фамилиями, чтобы потом смотрели, кто 1000 положил, а кто 5000? Так не должно быть. Не нравится и то, что невесту с женихом сажают вместе. У нас так не было, зачем нарушать наши традиции. Раньше все было благороднее и правильнее. Вот сегодня спросите любую девушку, где ее «кæнгæ мад» или «къухылхæцæг» — мало, кто ответит. Они перестают общаться после свадьбы, забываются. А раньше названная мама становилась мамой, шафер — братом. Они помогали новой невесте, — добавил Григорий Бадтиев.

Еще один неправильный момент, на который попросил обратить внимание Бадтиев — невесту чаще всего привозят в ресторан и там ставят в угол.

— Неправильно, мне кажется, что невесту забирают в ресторан, а не домой. В этом своя сакральность. Зачем ставят невесту в угол дома — чтобы она стала членом семьи. А здесь свой «фарн» невеста оставляет в углу ресторана.

Единогласное и категорическое «нет» все наши собеседники высказали по поводу алкогольных напитков на свадебных столах. Валерий Абиев провел параллель между тем, как выпивают у нас в республике, и как в Грозном.

— В той же самой Чечне просто-напросто запрещена торговля алкогольными напитками. Следовательно, на таких мероприятиях алкоголь не присутствует. Да, я не раз слышал, что пьют втихую. Но представьте, одно дело пить втихую, другое дело — пить, никого не стесняясь. Напротив старших молодые, которые берут пример, перед которыми старшим должно быть совестно. А у нас никто никого не стесняется. Мне кажется, на сегодня это самая болевая точка, -сказал он.

Изольда Гогичаева, думаю, в представлении не нуждается. Любая невеста мечтает о платье, сшитом под чутким руководством этого необыкновенного мастера и просто удивительной женщины. Помимо вопроса, касающегося образа современной осетинской невесты, мы спросили Изольду, чтобы она запретила на наших свадьбах. Здесь они с Абиевым были солидарны.

— Пьянки на свадьбе бы запретила, однозначно. Поменьше алкоголя должно быть на столах. Не совсем понимаю, почему Кадыров запретил резать торт. Это празднично, красиво, это трогательно. Другое дело, я тоже против стрельбы на свадьбах. Считаю, что вообще нужно запретить входить в ресторан с оружием. У нас же одна беда: напиваются и потом непонятно, что творят. Не понимаю, зачем устраивать гонки, когда уже везут невесту? Чтобы беду накликать какую-то? Кухылхæцæг должен заранее обговорить, кто за кем едет, и чтобы гонок не было. Себя губят и других. Нужно сохранять свои традиции, а не превращать свадьбу в бардак. У нас очень красивые традиции были. Очень достойные. И это надо возрождать.

По словам Изольды, соседние республики трепетнее относятся к своей национальной культуре, чем мы.

— Мы год одевали их правительство — чеченское. Они на свои национальные праздники приходят в национальных костюмах: и женщины, и мужчины. И все это очень красиво, достойно трогательно. У них нет ничего своего — костюмы-то осетинские. Наши. Они позаимствовали их у нас. И они носят их, а мы брезгуем.

В конце сентября Рамзан Кадыров призвал свадебные салоны и ателье отказаться от продажи откровенных платьев. Как заявил глава Чеченской республики, такие платья противоречат их традициям, а «чуждая идеология угрожает самобытности Чечни».

Так как мода на откровенные европейские платья захлестнула все народы Кавказа. Мы спросили у Изольды, как она относится к заморским нарядам:

— Я считаю, что девушка не должна надевать два платья. Есть красивые вечерние платья, которые можно одеть до «разгæмттæ». У меня, например, скоро выходит замуж племянница, она знает, что два свадебных платья я не разрешу ей надеть. Конечно, каждый вправе поступать по-своему. Но я не понимаю этого. Либо одно, либо другое.

И если в этом вопросе Изольда оставляет право выбора за невестой, то в другом вопросе она принципиально против:

— Нужно категорически запретить беременной женщине надевать осетинское платье. Как это называется, седьмой месяц беременности, живот уже не спрятать, а они разгæмттæ выбирают?! Я принципиальна в этом вопросе: осетинское платье — это символ чистоты. И некрасиво надевать его в таком положении, когда вот-вот рожать.

А вот основатель национальной школы Валерий Абиев считает, что понятие «европейское платье» для осетинских невест надо запретить. А женихов он бы одел в цухъхъатæ.

— На национальных свадьбах должны быть национальные наряды. И еще есть такая идея, может она сумбурная, но мне кажется, правильная. Если девушка два месяца готовит свой осетинский наряд, почему мужчина тоже не может должным образом подготовиться и соответствовать ей? Почему бы женихам не надевать цухъхъатæ? Логика же в этом есть. Как один раз в жизни девушка одевает разгæтмтæ , почему жених не может надеть цухъхъатæ . Я бы это тоже использовал для сохранения культурных исторических сакральных моментов. Мне кажется, это играло бы большую роль, — поделился Валерий.

Еще один наш герой — человек, без которого не обходится ни одна свадьба. Тот, кто собирает на киноленту яркие и самые важные моменты торжества — видео оператор. Алан Суанов снимал много свадеб. Мы спросили у него, что в осетинских свадьбах нужно искоренять?

— Я часто слышу возмущения от старшего поколения по поводу танцев. Они считают, что на свадьбах должны быть осетинские танцы, а не какие-то другие. Никого, думаю, не удивлю, если скажу, что с каждой свадьбой платья и юбки девушек короче — и это, естественно, становится еще одним камнем преткновения между старшим и младшим поколениями. С чем могу согласиться я, касаясь этой темы, — слишком большое количество алкоголя на столах. Молодые люди слишком много пьют и потом не контролируют свои поступки. Кстати, в селах это проявляется еще ярче. Все-таки, я считаю, нужно уважать людей, к которым ты приходишь, и не очернять их событие чем-то трагическим. Не нравится мне и то, как ведет себя свадебный кортеж. Кто-то выпивший, кто-то просто дурачится, а потом в этих гонках, случаются трагедии, — сказал Алан.

Ну и напоследок, мы опросили очаровательную невесту Залину Колиеву. Она поделилась с «Градусом» своими мыслями о том, как должна выглядеть осетинская невеста.

— По-моему мнению, осетинским невестам стоит делать больший акцент на национальной содержащей торжества, придерживаться старинных канонов свадьбы.

Европейское платье стало неотъемлемой частью наших свадеб. На своей предстоящей свадьбе я сама надену его до того момента, как семья жениха привезет разгæмттæ . Ничего не имею против европейского платья, но считаю, что оно не должно оголять плечи, руки. Всегда забавно наблюдать, когда после откровенного «первого» платья осетинская невеста облачается в разгæмттæ…

Не нравится мне также «мода», когда невеста в разгæмттæх танцует с женихом свой первый танец. Платье, каждая составляющая которого — это символ, теряет значимость и сакральность.

А на вопрос, чтобы невеста Залина запретила на осетинской свадьбе, она ответила:

— Запрещать в Осетии никто ничего не будет, поэтому в каждой семье должны самостоятельно определять границы дозволенного…

Фатима Кучиева

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий

Top